|
Образовательная политика |
|
7–60 |
Перевод: Consistently high performance: Lessons from the world’s top performing school systems // McKinsey&Company. June 2007.
| |
|
61–76 |
В статье рассматриваются итоги широкомасштабного эксперимента по реструктуризации сельских школ, в котором принимали участие 18 субъектов Российской Федерации. Полученные результаты убедительно свидетельствуют о том, что созданные в ходе эксперимента образовательные центры и социокультурные комплексы имеют значительные преимущества перед традиционными видами учебных заведений. Дальнейшему развитию сети социокультурных комплексов препятствуют отсутствие нормативно-правовой базы их создания и функционирования, а также трудности межведомственных и межбюджетных согласований.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
77–104 |
Перевод статьи: Heyneman S.P., Anderson K.H., Nuraliyeva N. The cost of corruption in higher education // Comparative Education Review. 2007. Vol. 51. № 2. P. 1–25.
| |
|
105–118 |
В статье рассматриваются типичные механизмы коррупции в российском образовании. Анализируется распространенность в обществе установок, делающих коррупцию возможной. Образовательное учреждение при этом рассматривается как монополия, диктующая свои условия потребителям — учащимся и их родителям. На основе анализа данных массовых опросов родителей, принадлежащих к разным слоям населения, в различных регионах страны авторы приходят к выводу, что если ситуация не начнет меняться, высока вероятность возникновения в стране фактически кастового общества, в котором слои населения, самовоспроизводясь, будут все более отдаляться друг от друга.
| |
|
119–144 |
В течение многих десятилетий советская школа была не только и не столько инструментом образования, сколько способом формирования новой культурной общности. Арчинцы — малый народ (около 1200 человек), живущий в высокогорном селении Центрального Дагестана и до последнего времени сохранявший свою языковую и культурную изолированность. Интервью с арчинцами, записанные в ходе полевой работы в селении, показали, что советская школа, открытая в Арчибе в начале 1930-х годов, явилась одним из основных каналов влияния на традиционную культуру. Школа стала зоной присутствия в Арчибе «старшего брата», поскольку в течение продолжительного периода школьный коллектив состоял исключительно из представителей социально более успешных этносов. Отношение арчинцев к собственной идентичности и языку, положение женщины, традиционная одежда и религиозный уклад подверглись значительному воздействию со стороны школы. Однако же, отстав на пути к инновациям от соседних этносов на 30–40 лет, арчинцы сохранили этническое единство и язык и сегодня являют собой редкий пример успешного выживания малого народа.
| |
Практика |
|
145–154 |
Анализируются причины разной результативности использования одних и тех же стратегий и механизмов развития системы общего образования. Обзор западного опыта и исследование, проведенное на базе Института развития образования ГУ–ВШЭ, позволили сделать вывод о том, что максимальную пользу от механизмов развития получают школы в определенных реформаторских зонах, названных автором зонами развития.
| |
|
155–169 |
Данная статья является первой в цикле из двух публикаций и посвящена изучению результативности конкурентной и кооперирующей форм конкурсов в сфере образования с точки зрения соответствия управленческому замыслу организаторов. Выводы, сделанные на основании проведенного исследования, послужили базой для разработки и апробации соорганизующей модели конкурсов, которая будет представлена во второй статье.
| |
|
170–180 |
Эмпирическое исследование посвящено изучению дезадаптивных состояний студентов (60 человек) в момент травматического стресса и роли защитных механизмов в преодолении психической травмы. В работе использовались анкета «Травматические события и эмоциональные состояния в момент стресса», опросник травматического стресса и тест-опросник механизмов защиты Life Style Index. Полученные данные свидетельствуют о разной степени успешности защитных механизмов в решении внутренних и внешних конфликтов и об их деструктивном влиянии на здоровье человека. Выявлено участие защитных механизмов в формировании и развитии постстрессовых расстройств.
| |
Дискуссия |
Ленская Е. А.
,
Княгинин В. Н.
,
Князев Е. А.
,
Лоханина И. М.
,
Никитина О. Н.
,
Чеха В. В.
,
Казакова Л. В.
Комментарии к докладу А.Е. Волкова, И.М. Реморенко, Я.И. Кузьминова, Б.Л. Рудника, И.Д. Фрумина, Л.И. Якобсона «Российское образование — 2020: модель для инновационной экономики»
|
181–198 |
В первом номере текущего года мы представили вашему вниманию доклад «Российское образование — 2020: модель для инновационной экономики», подготовленный А.Е. Волковым, И.М. Реморенко, Я.И. Кузьминовым, Б.Л. Рудником, И.Д. Фруминым, Л.И. Якобсоном. Поскольку в этой работе предлагается основа для общественного и профессионального обсуждения модели российского образования в долгосрочной перспективе, редакция журнала «Вопросы образования» решила провести заочную дискуссию на эту тему среди ведущих экспертов в сфере образования. По мнению самих авторов, текст не претендует на окончательное описание модели — в нем излагаются лишь самые принципиальные соображения, которые могут, с одной стороны, стать предметом обсуждения и, с другой стороны, послужить ориентирами при разработке детального плана реализации новых идей.
| |
Статистика и социология образования |
|
199–209 |
В 2007 г. Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования провела комплексное исследование состояния системы дошкольного образования в России. Исследование включало изучение международных данных, социологическое обследование и анализ статистической информации по следующим направлениям: • факторы и условия вовлеченности детей старшего дошкольного возраста в процесс реализации образовательных программ; • доступность качественного дошкольного образования; • соответствие спроса на образовательные услуги и предложения в сфере обучения детей старшего дошкольного возраста. В обследовании участвовали 14 пилотных регионов, в которых опрашивались все основные группы активных участников взаимодействия в области дошкольного обучения. Изучалось мнение как родителей, так и представителей самой сферы образования, причем опрашивались как родители, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения, так и родители, чьи дети не получают общественного дошкольного образования. Всего в исследовании участвовали 5155 родителей и 2034 специалиста сферы дошкольного образования. В настоящем материале представлена небольшая часть полученных результатов, касающаяся статистического анализа охвата детей дошкольным обучением.
| |
|
210–239 |
В течение 2004–2007 гг. специалисты Института статистических исследований и экономики знаний ГУ–ВШЭ по заданию Минобрнауки России и Рособразования осуществляли разработку информационно-аналитической системы рейтингования регионов по показателям развития образования. Ниже представлены некоторые аналитические результаты.
| |
Из истории образования |
|
240–263 |
Переход от славяно-греко-латинской школы к коллегиуму — существенный этап в становлении светского и духовного образования в России. В архивных документах автором исследуется структурная эволюция новой модели образовательного учреждения, чрезвычайно важной в политическом смысле для отечественной культуры XVIII в.; анализируются организационное устройство, особенности финансирования, а также содержание учебных программ.
| |
|
240–263 |
В статье анализируются речи профессоров-иностранцев Харьковского университета, которые они произносили в ходе проведения торжественных актов в начале ХІХ в. Эти выступления стали не только формой общения университетского сообщества с местной средой, но и способом трансфера университетской идеи. Традиционно в литературе появление модернизированных университетов связывают с Вильгельмом фон Гумбольдтом и Берлинским университетом. Однако сегодня все более утверждается мысль о том, что новые черты в устройстве университетов Европы проявились раньше (имеется в виду ряд немецких университетов XVIII в.). Привлеченные на российскую службу иностранные профессора, прежде всего немецкие, не только вели преподавательскую и научную деятельность, но и привносили в российское общество свое понимание сущности университета. Актовые речи отдельных харьковских профессоров, в частности Л. Якоба, являют собой яркий образец неогуманистического подхода к определению основных черт университета нового времени.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
276–288 |
Обзор посвящен лучшим, на взгляд автора, книгам по бизнес-образованию, вышедшим на русском языке в начале ХХI в. Рассматриваются вопросы развития системы бизнес-образования, выбора студентами и сотрудниками компаний коммерческого сектора школ бизнеса и их карьерного роста, образования предпринимателей, деятельности корпоративных университетов.
| |